Что такое моральное поведение

Что такое моральное поведение

Поведение (моральное) — совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие моральной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то П. охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или др. побуждениям).

В отличие от обычая, к-рый предполагает однородные поступки различных лиц, П. охватывает разнородные поступки одного и того же лица (отдельного человека, а также коллектива, организации, большой массы людей), выявляющие различные стороны его морального характера. Понятие линии поведения указывает на относительную последовательность, согласованность отдельных поступков и отличительные особенности деятельности того или иного человека или коллектива.

Марксистская этика исходит из того, что П. человека — это в конечном счете единственный объективный показатель его нравственного облика, его моральных качеств и в том числе его мотивов. Ей чуждо идеалистическое противопоставление «внутреннего» духовного мира человека и его «внешних» действий, к-рое характерно для большинства этических теорий прошлого.

Это противопоставление и связанные с ним попытки найти некий внутренний, субъективный показатель подлинной нравственности возникают потому, что в классовом об-ве человеку постоянно приходится совершать поступки, противоположные его мотивам и намерениям, так или иначе вступать на путь лицемерия. До тех пор, пока противоречие между устремлениями отдельного человека и общества в целом кажется неустранимым, и П. рассматривается как недостаточный показатель нравственности.

Марксистская же этика исходит из возможности и необходимости преодоления этого противоречия в процессе ликвидации классового и построения коммунистического об-ва. Поэтому мотивы и деяния, намерения и дела человека она рассматривает в тесном единстве. Мотивы, к-рыми руководствуется человек, в конечном счете выявляются не просто в том, что человек думает о своих собственных поступках, а в общей линии его П. на протяжении длительного времени, в различных условиях.

Когда смысл требований нравственности перестает быть непонятным людям, осознается всеми, тогда и мотивы, к-рыми руководствуется человек, перестают быть чем-то загадочным для него самого и для окружающих. Коллектив, окружающие люди способны более или менее правильно разобраться в «тайниках души» человека, по его поступкам судить о мотивах, о его подлинной или мнимой моральности.

При этом коммунистической нравственности чуждо представление о внутренней порочности или неисправимости того или иного человека. В социалистическом об-ве принято не просто оценивать (одобрять или осуждать) действия людей с позиций абстрактного морализирования, а выявлять их причины и направленно управлять П. людей в процессе коллективного нравственного воспитания личности.

Современные ученые считают, что корни морали уходят в биологию, а точнее – в особенности строения и работы головного мозга. Средний человеческий мозг способен распознавать эмоции и вживаться в чувства другого человека. Это социально обусловлено и нацелено, главным образом, на сотрудничество.

Вот что пишет по этому поводу известный исследователь головного мозга профессор Dick Swaab (Дик Свааб).

«»Моральные нормы не были выработаны религиями, а возникли в результате эволюции животных, проживающих группами, в т.ч. человека. А религии лишь переняли их. Эти правила призваны способствовать сотрудничеству и взаимной поддержке внутри совместно проживающей группы. Они выполняют функцию социального контракта, который налагает множество ограничений на членов группы.

Моральная психология Дарвина (1859) основывалась не на эгоистической конкуренции между индивидами, а на социальной вовлеченности в жизнь группы. Эволюционно взаимная помощь происходит из любящей заботы животных-родителей о своем потомстве. Впоследствии это распространилось на соплеменников по принципу: кто делает добро, того встречают добром. В какой-то момент сопереживание другому стало самостоятельной целью. И, наконец, этот продукт миллионов лет эволюции, который стал основой морали человека, пару тысячелетий назад был абсорбирован религиями. Следует отметить, что многие мировые политики цинично злоупотребляют этим механизмом, объявляя кого-либо общим врагом своего общества, так как «»общий враг»» – это сильнейший раздражитель для чувства единства сообщества.

Читайте также:  Компливит голд при климаксе отзывы цена

Биологическая цель морали – содействие членам своей группы. Когда мы говорим о моральном долге – то это прежде всего преданность своей семье, роду и общине. При обеспечении гарантий выживания и здоровья самых близких, сфера преданности может расширяться – до Евросоюза, Запада, Третьего мира и благополучия животных.

Исследования не показывают достоверных различий в моральных выборах атеистов и верующих. Специалист в этой области Frans de Waal, более того, показал, что люди, действуя, вообще практически никогда не думают о моральной стороне своих поступков. Они действуют быстро и инстинктивно, и это обусловлено мощной биологической основой. Потом, задним числом, человек придумывает обоснование для своих молниеносных и бессознательных действий.

За миллионы лет эволюции наши моральные ценности выстроились на бессознательных универсальных ценностях. При этом развитие морального поведения заметно уже в довольно раннем возрасте, что, в сочетании с моральным поведением животных, является аргументом в пользу биологической природы такого поведения. Маленькие дети, еще не умеющие говорить, утешают членов семьи, испытывающих боль – как у человекообразных обезьян.

Шимпанзе, как и дети человека в возрасте полутора лет, демонстрируют альтруистическое поведение без какого-либо вознаграждения в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Они могут предложить другому шимпанзе палку, как ребенок предлагает карандаш – просто потому что они не могут иначе. И они делают это неоднократно, не получая за это никакого вознаграждения. Таким образом, корни альтруизма уходят очень глубоко.

«»Моральная сеть»» головного мозга

В нашем мозге существует «»моральная сеть»», нейробиологические кирпичики которой постепенно возникли в процессе эволюции. Во-первых, мы воспринимаем эмоции других людей с помощью так называемых «»зеркальных нейронов»». Зрительное восприятие движения рукой, совершаемого другим человеком, стимулирует в Вашем мозге те же клетки, которые бы активизировались, если бы движение рукой совершали Вы сами. Зеркальные нейроны лежат в основе нашего обучения через подражание. Имитационное поведение в значительной мере – автоматическое. Новорожденный младенец человека, которому менее часа от роду, уже в состоянии копировать движения рта взрослых. Зеркальные нейроны задействованы и для эмоций. Они позволяют нам почувствовать, какие эмоции испытывает человек, и они, таким образом, составляют основу эмпатии. Зеркальные нейроны обнаружены в префронтальной коре (ПФК) – самом переднем отделе мозга, а также в других отделах коры головного мозга.

Наша ПФК отвечает за важные компоненты нашей моральной сети. ПФК обеспечивает соотнесение воспринимаемых эмоций с понятиями морали. Она реагирует на социальные сигналы и притормаживает импульсивные эгоистические реакции. ПФК крайне важна для ощущения честности «»договора»». Значение ПФК для нашего морального чувства выявилось на людях с последствиями повреждения этого отдела мозга в результате опухолей, огнестрельных ранений и других поражений, которые могли привести к асоциальному, психопатическому и аморальному поведению. Так, один американский судья получил осколочное повреждение префронтальной коры от взрыва гранаты. После этого у него не возникало больше никаких эмоций по отношению к обвиняемым, и ему пришлось уйти с этой работы. Повреждение ПФК в юном возрасте ведет к расстройствам морального чувства и поведения, которые мы наблюдаем у психопатов. У мужчин, обвиненных в убийствах, обнаружены отклонения в функционировании ПФК. Пациенты с фронто-темпоральной деменцией – болезнью, которая начинается в ПФК, — довольно часто демонстрируют асоциальное и криминальное поведение, в т.ч. непристойные предложения и посягательства сексуального характера, нарушения правил дорожного движения с возможными пострадавшими, физическое насилие, мелкое воровство, но также кражи со взломом и педофилию. Как впоследствии выяснилось, эти изменения в поведении были началом болезненного процесса.

Читайте также:  Скандинавия вакцинация детей

Префронтальной коре принадлежит главная роль в решении моральных проблем, например, задач, в которых для спасения нескольких жизней надо пожертвовать жизнью одного невинного человека. Для большинства людей принять такое решение – дело невозможное, но люди с повреждениями ПФК выдадут очень холодные и крайне обезличенные рассуждения. При принятии подобных страшных решений они не чувствуют ни эмпатии, ни сопереживания.

Помимо ПФК, есть и другие кортикальные и субкортикальные области мозга, которые играют важную роль в нашем моральном функционировании. Это, в частности, самый передний отдел височной доли с миндалевидным ядром, перегородка между желудочками, система вознаграждения (вентральная тегментальная область) и гипоталамус. Все эти области необходимы для мотивации и эмоций нашего морального поведения. Миндалевидное тело также участвует в оценке социального значения выражений лица и соответствующей реакции на него. У убийц и психопатов обнаружены отклонения в функциях миндалевидного тела, что объясняет, почему психопаты меньше реагируют на такие выражения лица, как подавленность и страх. У мужчин, обвиненных в убийстве, обнаружен дефицит функционирования в височной коре.

Таким образом, моральная сеть расположена не только в коре мозга – эволюционно позднем отделе. Эволюционно «»старым»» отделам мозга принадлежит ключевая роль в нашем моральном функционировании. Типичные моральные эмоции, например, чувство вины, сопереживание и эмпатия, стыд, гордость, презрение и благодарность, отвращение, глубокое почтение, возмущение и гнев зависят от взаимодействия вышеупомянутых отделов головного мозга.

Функциональное сканирование головного мозга, выполненное при решении невозможной моральной задачи, например, задушить плачущего младенца, чтобы спасти жизнь большего количества людей, показывает изменение активности в отделах мозга, о которых уже ранее было известно, что их повреждения или новообразования в них могут привести к моральным проблемам.

Но, говоря о позитивной роли моральных импульсов, не следует забывать, что эмпатия не только позволяет лучше понять переживания другого человека, но и дает представление о том, что человек испытывает, если его подвергнуть оскорблениям или пыткам, и кто-то может с воодушевлением пойти по этому пути»».

Корни семи смертных грехов обнаруживаются в мозге

Тему морали и мозга развивает нейропсихолог проф. Margriet Sitskoorn (Маргрит Ситскоорн), которая занимается исследованиями связей между головным мозгом и поведением. В своей книге «»Страсти мозга: почему грешить так привлекательно»» (ориг. на нидерл. «»Passies van het brein – Waarom zondigen zo verleidelijk is, 2010″») она пишет, что известные с начала летоисчисления семь смертных грехов – сладострастие, гнев, зависть, чревоугодие, леность, гордыня и алчность – закреплены в мозге человека, и у каждого из них есть свое место. Используя яркие клинические случаи и результаты научных исследований, Sitskoorn описывает, как эти грехи действуют на центр вознаграждения / наказания в мозге, и какие еще центры головного мозга в них вовлечены.

Каждая из глав книги посвящена отдельному греху. В главе об алчности она описывает случай мужчины, который так увлекся собиранием различных вещей – от холодильников и пылесосов до пустых коробок и старых газет, что буквально выжил себя из дому – ему просто в нем не осталось места. В главе о чревоугодии описывается женщина, которая бы закормила себя до смерти, если бы ее постоянно не контролировали. А в главе о сладострастии описывается мужчина, который, завидев женщину, испытывал потребность коснуться ее груди. Во всех описанных случаях речь идет о повреждениях в определенных частях префронтальной коры.

Как известно, ПФК не только играет важную роль в оценке ситуации и способности поставить себя на место другого, но и регулирует куда более древние инстинкты выживания, в которые уходят корни грехов. Собирательство – это хорошее качество, если дальше следует период ограниченных ресурсов, но во времена изобилия оно должно быть ограничено.

Читайте также:  Что относится к иммуностимуляторам

Автор отмечает, что мощное воздействие этих древнейших инстинктов обусловлено их связью с центрами боли и удовольствия. Никто не хочет боли, и все хотят удовольствий, и желательно, чтобы одно другому не мешало. Исследования последних лет с использованием функционального сканирования выявляют сложные паттерны в мозге и позволяют лучше понять, что лежит в основе сильно дезорганизованного поведения.

Вот какими находчивыми и сообразительными стали ребята, какую интересную игру придумали! Правила тоже сформулировали сами, для них организация собственных действий не составляет труда. А помните, как малыши, несмотря на правила, пускались бежать по счету три. Не правда ли, какие огромные завоевания! Проходит всего каких-то два или три года, а психический мир ребенка совершенно перестраивается. «Взрослеют дети». — говорим мы, взрослые. Но мало кто с благодарностью подумает о детских играх, которые помогают нашим ребятам взрослеть.

Что такое моральное поведение ?

Нравственностьэто логика действия. ..

Способность произвольной регуляции поведения — важная ступенька на пути развития личности. Игра, как мы видели, хороший помощник в деле воспитания этого качества. Однако первоначально формируется способность воздерживаться от какого-либо поступка и лишь позднее возникает способность к длительному и систематическому выполнению трудного и малоинтересного действия под влиянием сознательно поставленных целей. Такие возможности у детей появляются при переходе к подростковому возрасту.

Специальными экспериментами было показано, что в случаях воздержания от непосредственно желательного поступка и при выполнении действий по сознательному намерению действуют различные психологические механизмы. Обратимся к обычной житейской ситуации. Вы купили ребенку новую игрушку, у малыша велико желание скорее увидеть ее. Но давайте попросим ребенка отвернуться и не смотреть, как мы будем раскрывать коробку. Самые маленькие, конечно же, не утерпят и, слыша шум открываемой коробки, шуршания бумаги, обязательно обернутся. Старшие дошкольники, под влиянием просьбы взрослого, несмотря на огромное желание посмотреть, все же смогут заставить себя удержаться. Что же помогало детям подавить непосредственный импульс к действию? Помогала та особая личностная позиция, которая определяет жизнь и поведение дошкольника. Существо этой позиции в огромной побудительной силе, которую имеют в этом возрасте, и значимость отношения к детям со стороны взрослых, их одобрение или недовольство. Решение ребенка в нашем примере не оборачиваться и во многих других жизненных ситуациях — не плакать, не просить, не кричать — поддерживается сильнейшим побуждением получить одобрение взрослого или хотя бы не вызвать его осуждения, Поэтому-то дети могут победить свое непосредственное желание. Но можно ли такое поведение назвать в полном смысле слова моральным? Ведь если отказ от непосредственно привлекательного возникает лишь из-за желания получить положительное подкрепление, то не означает ли это невозможность сознательного произвольного поведения в тех случаях, когда никакой непосредственной награды в» виде одобрения не последует? Иными словами, могут ли дети поступать под воздействием требований по собственному желанию? Действительно, мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это означает, что у детей возникла собственная, присущая им самим, потребность вести себя морально, выполнять требования, которые ставят перед ними родители, общество, причем выполнять эти требования добровольно и сознательно. Сформировать подлинно моральное поведение — основная задача воспитания. Но как тернист и извилист путь, по которому приходит к этой вершине человек! И первые шаги по этому пути совершаются в дошкольном детстве.

Ссылка на основную публикацию
Что такое дисграфия у детей 8 лет
> Главная > Наши занятия > "Счастливый малыш" (1-2 года) > "Школа юных эрудитов" (для ребят 3 - 5 лет)...
Что такое бадяга и для чего она
Доброго времени суток, Уважаемые красавицы Косметисты! Просмотрев комментарии к своему посту о страшной коже (тут)- решила разом ответить на большинство...
Что такое билирубин в крови и его норма как его лечить
Определение уровня билирубина в крови проводится при выявлении нарушения функционирования печени и желчевыводящих протоков, а также анемии (малокровия). Высокий уровень...
Что такое еср анализ
Эозинофильный катионный белок (ЭКБ) – это один из лабораторных признаков (маркер) аллергии. Его рост в крови указывает на обострение бронхиальной...
Adblock detector