Что значит ффнр

Что значит ффнр

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФН – это речевое нарушение у детей, никак не зависимое от уровня интеллекта ребёнка и его физиологических данных. ФФН серьёзно тормозит развитие и требует как можно более быстрой коррекции с помощью логопеда.

Что такое ФФНР?

Речь – это не только непосредственно воспроизведение звука, а также его воприятие. Слух и речевой аппарат неразрывно связаны и одна часть не будет работать без другой. Исключения возможны во взрослом возрасте, но ребёнок, столкнувшийся в детстве с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, испытает сильные трудности с восприятием фонем, то есть первичных структур языка.

Чем дольше ФФН не корректируется, тем тяжелее могут быть последствия. На фоне неправильного восприятия информации социализация ребёнка оказывается под угрозой, как и приобретение им более сложных навыков вроде письма и чтения. Также это первый шаг к дисграфии и дислексии – неспособные воспринять информацию на слух дети начинают переносить свой опыт и на другие методы общения и познания.

Формы фонетико-фонематических дефектов речи

Логопедическим и педагогическим сообществом в классификации ФФН выделяется три основных стадии:

  1. Лёгкая степень. Звуковое восприятие ребёнка не нарушено, а только повреждено. Неправильно воспринимаются только отдельные звуки, в целом анализ на уровне нормы.
  2. Средняя степень. Количество звуков, которые ребёнок не способен воспринять, значительно увеличивается. От тяжёлой отличается тем, что в устной речи ориентация всё ещё присутствует.
  3. Тяжёлая степень. Полное нарушение понятия звуковой последовательности у ребёнка – он не различает их, не может структурировать и выделить отдельно от слова.

При всех трёх стадиях развития нарушения консультация или наблюдение у логопеда строго обязательны, если родители не обладают профильными знаниями.

Причины фонематического недоразвития речи детей

Фонетико-фонематическое нарушение может быть как приобретённым (чаще всего), так и врождённым – на восприятие звуков могут влиять как внешние факторы, так ошибки внутриутробного развития или родовые травмы.

Причины приобретённого ФФН:

  1. Травмы головного мозга. Сотрясения, просто сильные ушибы – всё это может оказать влияние.
  2. Длительные инфекции или вирусные заболевания. Долгая болезнь во время первого года, пока иммунитет ещё не сформирован, сильно травмируют все системы, в том числе и нервную.
  3. Плохая наследственность – в семье был кто-то с похожими проблемами в детстве.
  4. Сильные нервные потрясения и хронические стрессы в период активного развития речевой системы. Именно поэтому ФФН часто можно найти у детей из неблагополучных семей.

Половина ситуаций находится вне зоны влияния родителей, они могут лишь вовремя обратиться за коррекцией. Однако и в среде внешне благополучных семей находятся дети с ФНН – создать стрессовую атмосферу страха, недоверия и злобы можно в любых условиях.

Симптомы фонетико-фонематического нарушения речи

Работа логопеда начинается с диагностики и, к счастью, маленькие пациенты с фонетико-фонематическими нарушениями сразу видны среди других. Некоторые симптомы могут заметить только профессионалы, проводя тесты, а некоторые подмечают и сами родители.

  • задержка в развитии нервной системы;
  • трудности ребёнка с переключением внимания и, напротив, с фокусировкой на чём-либо;
  • прослеживаются затруднения в произношении определённых звуков, в ошибках ребёнка есть система;
  • физиологические признаки вроде “готического” высокого нёба и нарушений прикуса, строения губ;
  • проблемы с абстрактными понятиями;
  • явные нарушения артикуляции;
  • возможны проблемы с памятью.
Читайте также:  Сделать кератиновое выпрямление волос цена

В основном логопед понимает, что столкнулся с ФФН, когда определяет те фонемы, которые ребёнок не воспринимает. Если уровень интеллекта сооветствует возрасту, как и лексический запас, сомнений не остаётся.

Логопедическое обследование при ФФН

Логопед – основной специалист, который понадобится такому ребёнку, но диагностировать нарушение может и педиатр, консультируясь с отоларингологом. Если нет возможности посетить логопеда сразу, можно смело обращаться к этим врачам.

Определить тяжесть заболевания может только логопед. При осмотре он выявит дееспособность артикуляционного аппарата, исключит проблемы с речью по другим, более физиологическим причинам (травмы гортани и проблемы с дыхательной системой, например). Заключается обследование в тщательном осмотре гортани, изучения выписок от других специалистов, а также проведении специальных тестов, по результатам которых можно будет точно судить о ФФН.

Логопедические методы коррекции ФФН

Если причиной нарушения установлена психологическая травма, параллельно с логопедом ребёнка должен наблюдать психолог. Когда нарушения речи происходят из-за психотравмы, логопед не справится в одиночку.

Коррекция в дошкольных заведениях

Именно дошкольника легче всего избавить от ФФН быстро и “безболезненно” для самого ребёнка. Для дошкольника речевые функции очень важны, но их необходимость не сравнить с младшим школьным уровнем, когда включается фактор успеваемости.

Логопеду очень важно успеть с полным курсом коррекции в зависимости от степени тяжести до младшего школьного возраста, понять структуру индивидуального дефекта при ФФН. Для этого используется речевая практика, целенаправленная работа с проблемными звуками.

Логопедическая коррекция в младших классах

Если ребёнок уже владеет навыками чтения или даже письма (неважно, насколько качественно), несмотря на своё нарушение, работать с ним уже необходимо иначе. Проблема уже считается нарушением чтения и письма, основанном на фонетико-фонематическом недоразвитии.

Так как ребёнок получает в разы больше информации теперь, логопед может разными способами внедрять в речь проблемные фонемы. Младший школьник способен к более серьёзному звуковому анализу, чем дошкольник, но работа всё равно усложняется необходимостью “подгонять” ребёнка под нормы социального развития.

Артикуляционные упражнения

Для взрослого неочевидно то, как много усилий необходимо приложить ребёнку, чтобы правильно выговаривать слова. Это делается не силой мысли, а с помощью артикуляционного аппарата, который в свою очередь состоит из нескольких важных органов. Понятия о коррекции фонетико-фонематического недоразвития не было бы без общего комплекса упражнений, способных улучшить воспроизводимость звуков у большинства маленьких пациентов.

Для активной работы губ

Губы буквально формируют звуки, которые мы произносим. Типичные и привычные для нас мимические движения ещё не отпечатались в памяти ребёнка. Он, пытаясь произносить звуки, терпит неудачу именно из-за неправильной постановки губ

  1. “Поцелуйчик” – ребёнка учат вытягивать губы трубочкой будто для поцелуя. На самом деле способствует произношению гласных, а также шипящих/свистящих.
  2. “Улыбка” – зубы сомкнуты, а губы расплываются в как можно более широкой улыбке. Тренирует мимические мышцы губ. Можно чередовать с предыдущим упражнением.
  3. “Пятачок” – из позиции “поцелуйчика” ребёнка просят двигать сомкнутыми губами по кругу, меняя направление вращения.

Для тренировки языка

Язык по большей части управляется бессознательно – сам приподнимается к нёбу в спокойном состоянии, а его движения во время речи сложно различимы для обывателя. Специалисту же очевидно, что язык – самая важная часть артикуляционного аппарата и тренировать его нужно в первую очередь.

  1. “Игла” – нужно высунуть язык как можно дальше, но при этом держать его в напряжении, чтобы был острый кончик. Желательно держать до 10 секунд.
  2. “Лопатка” – задача также в том, чтобы высунуть язык как можно дальше, но уже в расслабленном состоянии.
  3. “Медок” – вызывает у детей небольшие трудности, но очень эффективно. Необходимо лизать верхнюю губу, но не снизу вверх, а сверху вниз.
  4. “Трубочка” – свернуть язык в трубочку, напрягая его. Чем круглее получится, тем лучше.
Читайте также:  Делают ли узи горла и гортани

Также помогают щелчки и цоканье языком – это несложно и дети с удовольствием повторяют такое упражнение и дома.

Прогноз и методы профилактики ФФН

Главный метод профилактики – правильное, гармоничное эмоциональное воспитание ребёнка. Не заметить признаки ФФН может либо неопытный, либо равнодушный родитель. Если ребёнку уделять достаточно времени, а ещё лучше – водить к психологу и логопеду на профилактические осмотры, никакие приобретённые нарушения ему не грозят.

При наличии терапии и формирования речи у ребёнка на всех этапах, ФФН исчезнет уже спустя несколько месяцев или полгода. Проблема решаема и вытащить малыша можно из любой степени.

Определение : Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной стороны речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).

Подобное определение понятно для специалистов, но совершенно ничего не говорит родителям. Для них разъясню всё более понятным языком. У ребёнка в норме слух, интеллект, в пять лет он свободно строит фразу, умеет интересно рассказать об увиденном и услышанном, но при этом не совсем верно произносит какие-то звуки, не различает на слух некоторые из них, да ещё и не может озвучить последовательность звуков в слове? Возможно, у него ФФН. Окончательное заключение даст логопед при обследовании.

Итак, всё по порядку. На приёме у логопеда выясняется, что ребёнок 4-5–ти лет заменяет в словах [ш] на [с]: «суба» (шуба), «сыска» (шишка); [ж] на [з]: «зук» (жук), «зывот» (живот); [ч] на [ть]: «тяй» (чай), «тисы» (часы); [л] на [в]: «вапа» (лапа), «вампа» (лампа); не произносить звук [Р]. Это – один из вариантов. Возможно, у малыша межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков (он «шепелявит»); или замена [ш] на [ф]: «фуба» (шуба), «фыфка» (шишка); [ж] на [в]: «вук» (жук), «вывот» (живот); горловое произнесение звука [р] и ещё много-много всего в плане неправильного звукопроизнесения. Логопед говорит, что у ребёнка несформированность произносительной стороны речи и продолжает обследование, но теперь его внимание направлено на фонематическое восприятие (фонематический слух) ребёнка. В процессе обследования выясняется, как ребёнок различает фонемы (звуки) на слух. Перед ним выкладываются картинки, например, ЖУК, ЗУБЫ, ШУБА, САНКИ. Логопед просит: «Скажи, какое из этих слов начинается на звук [ш] ([с], [ж], [з])?» Затем малышу предъявляются парные картинки: ЛАК – РАК (ЛОЖКИ – РОЖКИ, ЛУКИ – РУКИ). Логопед говорит: «Покажи, где ЛАК (ЛОЖКИ, ЛУКИ)?» Ребёнок должен на слух определить слово именно со звуком [л], а не [р].

Читайте также:  Повышен билирубин после удаления желчного пузыря

Здесь приведены лишь отдельные этапы логопедического обследования, на самом деле оно бывает более развёрнутым и глубоким. Некоторым родителям кажется, что все эти вопросы и задания – «чушь несусветная». Они ведь пришли в логопедический кабинет, потому что чадо не произносит звук [р]! А логопед просит назвать первый (последний) звук в слове, определить последовательность звуков, например, в слове СОМ и т.д. Но именно на основании этих вопросов и ответов специалист может дать заключение о фонетико-фонематическом недоразвитии речи у ребёнка .

С подобным заключением дети зачисляются в логопедические группы детского сада (на один год) или берутся на логопункты при детских поликлиниках или при дошкольных учреждениях (ДОУ).

Если ребёнок с этим речевым нарушением в дошкольный период не проходит необходимую коррекционную логопедическую работу, то в школе его ждут более серьёзные проблемы: дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма), а нарушение звукопроизношения остаётся с ним на всю жизнь.

Автор статьи : Карельская Елена Германовна, учитель-логопед высшей категории

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Ссылка на основную публикацию
Что значит не вводить субконъюнктивально
Во внутриглазных инъекциях могут нуждаться пациенты с отеком желтого пятна (макулы) или с неоваскуляризацией, обусловленной влажной формой возрастной макулярной дегенерации,...
Что значат глаза серые
Голубоглазые − романтики и мечтатели, а серые глаза признак трудолюбия. Что стоит за вашим цветом глаз? Как цвет глаз влияет...
Что значит арт терапия
Мы все чаще задумываемся не только о здоровье физическом, но и о психологическом. Задаем себе вопросы: почему я несчастлив? Почему...
Что значит отошла пробка при беременности
Отхождение пробки – естественный процесс запуска родовой деятельности, который важно изучить и знать все нюансы. Отхождение пробки – предвестник родов?...
Adblock detector