Эмоционально волевое расстройство личности

Эмоционально волевое расстройство личности

Рождение в семье ребенка с определенными отклонениями от нормального развития — всегда стресс для обоих родителей. Очень хорошо, когда им помогают справиться с проблемой родственники, друзья или специалисты по психологической реабилитации.

Первые признаки нарушения эмоционально-волевой сферы начинают появляться в период активного общения в коллективе сверстников, вот почему не стоит игнорировать любые отклонения в поведении ребенка. Данные расстройства довольно редко отмечаются как самостоятельное заболевание, зачастую они являются предвестниками или составляющими довольно серьезных психических отклонений:

Снижение интеллектуальной активности у детей проявляется в виде недостаточно полной регуляции эмоций, неадекватным поведением, снижением моральности, низким уровнем эмоциональной окраски речи. Умственная отсталость у таких больных может быть завуалирована неадекватным поведением в крайнем его выражении – апатия, раздражительность, эйфория и т.п.

Классификация нарушений в эмоционально-волевой сфере

Среди нарушений в сфере эмоционально-волевого выражения личности у взрослых выделяют:

1. Гипобулию – понижение воли. Больные с таким нарушением не имеют абсолютно никакой потребности в общении с окружающими людьми, их раздражает присутствие рядом посторонних, не способны и не хотят поддерживать беседу, часами могут находиться в пустой темной комнате.

2. Гипербулию – повышенное влечение во всех сферах жизнедеятельности человека, чаще это нарушение выражается в усилении аппетита, потребности в постоянном общении и внимании.

3. Абулию – резкое снижение волевых влечений. При шизофрении данное расстройство входит в единый симптомокомплекс «апатико-абулический».

4. Компульсивное влечение – непреодолимая потребность в чем-либо, ком-либо. Данное чувство соизмеримо с животным инстинктом и заставляет человека совершать поступки, которые, в большинстве случаев, уголовно наказуемы.

5. Обсессивное влечение – возникновение навязчивых желаний, которые больной не может самостоятельно контролировать. Не удовлетворенное желание ведет к глубоким страданиям больного, все его мысли заполнены только идеями о его воплощении.

Основными отклонениями в эмоциональной и волевой сфере у детей являются:

1. Эмоциональная гипервозбудимость.

2. Повышенная впечатлительность, страхи.

3. Моторная заторможенность или гиперактивность.

4. Апатия и равнодушие, безучастное отношение к окружающим, отсутствие сострадания.

6. Повышенная внушаемость, несамостоятельность.

Мягкая коррекция эмоционально-волевых нарушений

Иппотерапия во всем мире получила массу положительных отзывов как при реабилитации взрослых, так и при реабилитации детей. Общение с лошадью доставляет огромное удовольствие детям и их родителям. Данный метод реабилитации помогает сплотить семью, усилить эмоциональную связь между поколениями, построить доверительные отношения.

Благодаря занятиям иппотерапией у взрослых, детей и подростков нормализуются процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга, усиливается мотивация к достижению поставленных целей, повышается самооценка и жизненный тонус.

С помощью верховой езды каждый наездник может научиться управлять своими эмоциями плавно и без надлома со стороны психики. В процессе занятий постепенно снижается выраженность страхов, появляется уверенность в том, что общение с животным необходимо обоим участникам процесса, повышается собственная значимость у замкнутых лиц.

Обученная и все понимающая лошадь помогает детям и взрослым справляться с поставленными целями, приобрести новые навыки и знания, стать более открытыми для общества. Помимо всего, иппотерапия развивает высшую нервную деятельность: мышление, память, концентрацию внимания.

Постоянное напряжение мышц всего тела и максимальная собранность на уроках верховой езды улучшает равновесие, координацию движений, уверенность в собственных силах даже у тех обучающихся, которые не могут принять ни одного решения без помощи посторонних.

Различные виды иппотерапии помогают снизить тревожность и депрессивное настроение, забыть о негативных переживаниях и повысить бодрость духа. При достижении поставленных целей на занятиях позволяют развивать волю и выносливость и сломать внутренние барьеры своей несостоятельности.

Некоторым ученикам настолько нравиться общение с животным, что они с удовольствием начинают заниматься конным спортом в школе для инвалидов. В процессе тренировок и на соревнованиях отлично развивается волевая сфера. Они становятся более напористыми, целеустремленными, улучшается самоконтроль и выносливость.

Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает неустойчивость вегетативной функции, общая гиперестезия, а истощаемость нервной системы повышается.

Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.

Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?

Определение эмоционально-волевой сферы

Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.

Читайте также:  Потеря голоса хрипота

Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.

Человек с рождения преодолевает такие типы развития:

  • сомато-вегетативный;
  • психомоторный;
  • аффективный;
  • доминирование;
  • стабилизация.

Эмоции бывают разными…

Как и их проявления в жизни

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:

  • перенесенное потрясение, стресс;
  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;
  • абулия;
  • обсессивное-компульсивное расстройство.

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.

Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.

Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.

Спектр волевых качеств

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
  • хроническая тревожность;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

  1. Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему. Это сопровождается бездеятельностью.
  2. Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
  3. Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле. Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
  4. В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
  5. Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
  6. Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
  7. Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
  8. Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.
Читайте также:  Болезни сигмовидной кишки симптомы и лечение

Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут

Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:

  1. Агрессивность. Практически каждый ребенок может проявить агрессию, однако здесь стоит обратить внимание на степень реакции, ее длительность и характер причин.
  2. Эмоциональная расторможенность. В данном случае наблюдается слишком бурная реакция на все. Такие дети, если плачут, то делают это громко и вызывающе.
  3. Тревожность. При таком нарушении ребенок будет стесняться ярко выражать свои эмоции, о своих проблемах он не рассказывает, чувствует дискомфорт, когда на него обращают внимание.

Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.

Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.

Современный взгляд на коррекцию

Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • арт-терапию, которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.

Воля – психический процесс. При помощи воли человек может самостоятельно принимать решение и вести себя так, как он сам того хочет. Чтобы совершить поведенческий акт, человек прилагает волевое усилие. Это помогает ему преодолеть препятствие на пути к цели и достичь желаемого. Как психический процесс, воля может расстраиваться.

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Читайте также:  Чесотка симптомы как лечить

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:

  • Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
  • Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
  • Стереотипии:
    • двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
    • речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
  • Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
  • Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».

Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

  1. пиромания – влечение к поджогам;
  2. ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
  3. дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
  4. клептомания – влечение к мелкому воровству;
  5. гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
  6. булимия – тяга к перееданию;
  7. анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.

У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.

Диагностика и лечение

Волевые расстройства и нарушения влечения диагностируются в ходе клинической беседы врача с больным. Кроме беседы врач оценивает поведение больного, его поступки, желания и автобиографические данные. Клиническая беседа не всегда нужна и не всегда эффективна. Так, когда больной с кататонической шизофренией находится в состоянии каталепсии, диагностировать нарушение воли можно сразу же.

Абулии и парабулии лечатся в комплексе с основным заболеванием. Чаще всего используются психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики. При гипербулии в состоянии мании используются антидепрессанты и седативные препараты.

Ссылка на основную публикацию
Элос технология
Естественный процесс старения способствует потере свежести и красоты кожи. Морщины, мимические складки, сосудистая сетка и другие «отметки времени» выдают истинный...
Электрокоагуляция миндалин
Желательно к прочтению только тем, у кого часто болит горло и поставлен диагноз Хронический тонзиллит, так как в отзыве описаны...
Электролиполиз цена
Этот метод лечения липодистрофии (целлюлита) посредством тока не только уменьшает имеющиеся жировые клетки, но еще и уничтожает лишние. Благодаря воздействию...
Элос эпиляция что это цена
ЭЛОС эпиляция – эффективная процедура или миф косметологов? Плюсы и минусы ЭЛОС эпиляции Главным преимуществом ЭЛОС эпиляции является возможность удаление...
Adblock detector